Ыбырай
Алтынсарин
Республиканская научно-педагогическая библиотека
Министерства образования и науки Республики Казахстан

Страницы биографии

«Ибрай Алтынсарин – первый апостол 
народного просвещения Казахстана»
Нурсултан Назарбаев

Биография Ибрая Алтынсарина

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Ибрай рано лишился отца, и воспитывался у своего деда - известного бия Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был принят  во вновь открытую школу для казахских детей при Оренбургской Пограничной комиссии. После ее окончания в 1857 году работал переводчиком, судьей, занимал различные административные должности. С 1864 года начал педагогическую деятельность сначала как учитель, а с 1869 года как один из руководителей  системы народного просвещения.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (г. Тургай),  в которой он назначался учителем русского языка. Торжественное открытие школы состоялось 8 января 1864 года. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина.

 Некоторое время И. Алтынсарин работал в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно — уездного судьи.

В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В этой должности И. Алтынсарин работал до конца своей жизни.

И. Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал — майору от инфантерии.

Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Он был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа, заложил основы общего и профессионального образования в крае.

Величайшим вкладом  И. Алтынсарина в развитие народного образования является   разработка казахского алфавита  на основе кириллической графики.

Выдающей исторической заслугой И. Алтынсарина является  то, что по его инициативе и при его непосредственном участии в Казахстане была создана сеть народных светских школ. В открытых им школах свое первоначальное образование получили впоследствии известные представители казахской интеллигенции.

И.Алтынсарин является родоначальником системы начального профессионального образования в Казахстане, по инициативе которого открывались не только первые школы, но и двухклассные училища и ремесленные отделения при них. Он придавал  исключительное значение подготовке специалистов из среды коренного населения, необходимых для экономического развития Казахстана. При его участии были  открыты ремесленные и сельскохозяйственные училища,. Ему удалось также открыть ремесленное училище в г.Тургае,  содержавшееся исключительно на средства, собираемые у местных жителей. Многое И. Алтынсарин внедрил в систему профессионального обучения, методику обучения, которые используются в ряде профессий и сегодня.

При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско - киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе.

В педагогической  деятельности Ибрая Алтынсарина важное место занимали вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах.  Большой вклад внес  И. Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г. Троицке, немного позже переведенная в г. Оренбург.

Алтынсарин является автором  первых учебных пособий для учащихся русско-казахских школ. Он приступил к их составлению ещё до своего назначения на должность инспектора школ Тургайской области. Составление этих двух учебных пособий он закончил в 1879 г. и в том же году, уже будучи областным школьным инспектором, выпустил их в свет под названием «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Обе книги И. Алтынсарина занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также как учебные пособия, построенные по научному принципу.

Значение творчества Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно.  И. Алтынсарин является одним из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Его произведения обогатили сюжетное содержание казахской литературы.

Творческое наследие великого педагога представлено этнографическими очерками, переводами произведений русской и мировой литературы, авторскими стихотворениями, рассказами, баснями. В литературном наследии Алтынсарина большое место также занимают письма.

Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей. Значительный вклад внёс И.Алтынсарин в исследование обычаев и традиций казахов, сбору, систематизации и публикации образцов казахского устного творчества.

Жизнь и деятельность Алтынсарина, его бесценный вклад в казахское народное образование и педагогику, литературу и язык, фольклор и этнографию составляют одну из ярких страниц истории казахского народа его демократической культуры. 

Педагогические идеи Алтынсарина об обучении и сочетании его с воспитанием детей в духе гуманизма, мечта его о подготовке будущего поколения для служения народу имеет большое значение и в наши дни.